Телефоны для связи:
(351) 263-55-56
Ассоциация юристов России. Челябинское региональное отделение » Публикации юристов » Совершенствование правовых механизмов в законодательстве об исполнительном производстве Российской Федерации

Совершенствование правовых механизмов в законодательстве об исполнительном производстве Российской Федерации

22 апрель 2024, Понедельник
10
0


Автор: Ковалёва Анжелика Валерьевна (Челябинск)

Опубликовано в Молодой учёный №3 (502) январь 2024 г. 

Рубрика: Юриспруденция. 

Дата публикации: 17.01.2024 

https://moluch.ru/archive/502/110303/ 

 

В связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29.12.2022 № 624-ФЗ в Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» участие представителя взыскателя в исполнительном производстве, которое предусмотрено статьёй 53 ФЗ № 229, стало затруднительным. Поскольку пункт 1 части 2 статьи 8 ФЗ № 229 в новой редакции гласит, что в заявлении к исполнительному документу должны быть указаны реквизиты счета взыскателя, открытого в российской кредитной организации, или его казначейского счета, на которые следует перечислить взысканные денежные средства, судебные приставы начали массово отказывать, сначала в распределении денежных средств с депозитного счета ФССП на счет представителя взыскателя, а потом и вовсе в возбуждении исполнительного производства. Очевидно, новые поправки в законе породили противоречие применения двух положений одного нормативного правового акта. В настоящее время, к концу 2023 года судебная практика только начала формироваться, несмотря на то что изменения начали действовать с 09 января 2023 года. Постановления и разъяснения Верховного суда Российской Федерации по данному вопросу отсутствуют. Это связано с тем, что положения ст.8 и ст. 53 явно противоречивые, и необходимо кардинальное вмешательство властей в решение данного коллизионного вопроса путем принятия соответствующих поправок в ФЗ «Об исполнительном производстве», устраняющих данное противоречие. В соответствии с ч.2. ст. 53 ФЗ -229 «Об исполнительном производстве» участие организации в исполнительном производстве осуществляется через ее органы или должностных лиц, которые действуют в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами, либо через иных представителей. В силу статьи 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено Федеральным законом. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия. Частью 2 статьи 54 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что доверенность, выдаваемая от имени организации другому лицу, должна быть подписана руководителем или иным уполномоченным на то лицом и скреплена печатью организации (при наличии печати); полномочия представителей сторон исполнительного производства предоставленные взыскателем согласно статье 57 Закона должны быть оговорены в доверенности, в том числе на получение присужденного имущества и денежных средств. Согласно статье 2 Закона об исполнительном производстве задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. На основании статей 1, 12–13 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» судебный пристав-исполнитель в процессе принудительного исполнения судебных актов обязан принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, а также обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов организаций. Данная правовая позиция подтверждается сложившейся судебной практикой с учетом принятия поправок в ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве» 29.12.2022 Федеральным законом № 624-ФЗ. Так Арбитражный суд Удмуртской республики по делу № А71–9857/2023 решением от 29 сентября 2023 года удовлетворил требования представителя правообладателя Ровио Энтертеймент Корпорейшн г. Экспоо, Финляндия и признал незаконными действия судебного пристава-исполнителя Ленинского районного отделения судебных приставов г. Ижевска Управления Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике Лихачевой Ксении Владимировны г. Ижевск по вынесению постановления об отказе в возбужденииисполнительного производства на основании исполнительного листа в отношении должника индивидуального предпринимателя Волковой Лейсании Альбертовны в пользу компании «Ровио Энтертеймент Корпорейшн», и обязал устранить допущенные нарушения путем возбуждения исполнительного производства. Такую же правовую позицию занял Арбитражный суд Свердловской области, вынося решения от 26.09.2023 по делу А60–36345/2023 и решение от 21.09.2023г по делу А60–36343/2023 удовлетворив исковые требования правообладателя Альфа Груп Ко, Лтд, признав действия судебных приставов выразившихся в неперечислении с депозитного счета взысканных в рамках исполнительных производств с должников денежных средств на счет представителя взыскателя по доверенности незаконными и обязал устранить допущенные нарушения путем распределения денежных средств с депозитного счета ФССП на счет представителя взыскателя, обладающего соответствующими полномочиями на получение денежных средств. Федеральная служба судебных приставов же имеет другую точку зрения, и повсеместно, на всей территории Российской Федерации, в связи с отсутствием разъяснений и указаний ВС РФ, руководствуются буквальным толкованием закона. Обосновывая, что законом № 624-ФЗ внесены изменения в Закон «Об исполнительном производстве», направленные на противодействие незаконному выводу денежных средств за пределы Российской Федерации, а также незаконным финансовым операциям с использованием механизмов принудительного исполнения внесудебных исполнительных документов. ФССП полагают, что указание банковского счета представителя взыскателя противоречит положениям ст. 30 Закона и является основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства. Проведенный анализ картотеки Арбитражных судов на территории Российской Федерации свидетельствует о массовом обращении представителей взыскателей с заявлениями о признании действий судебных приставов незаконными и нарушающими права взыскателей. Представители взыскателей отстаивают свою позицию в судебном порядке. Возможно, в связи с рассмотрением большого количества подобных заявлений судами всех субъектов РФ Верховный суд опубликует разъяснения относительно исполнительного механизма, но окончательную точку в данном противостоянии сторон исполнительного производства может поставить лишь законодатель, приняв соответствующие поправки в ст. 8 ФЗ «Об исполнительном производстве» которые прямо установят право представителя по доверенности на получение денежных средств, взысканных в рамках исполнительного производства, таким образом действующие положения ст. 53 настоящего закона и ст. 8 будут взаимодополнять друг друга. 

Литература:

 Федеральный закон от 02.10.2007 № 229 — ФЗ «Об исполнительном производстве» // СЗ РФ.2007. № 41. Ст. 4849. 

Федеральный закон от 29.12. 2022 № 624-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» // СЗ РФ. 2023. № 1(часть I). Ст. 71.

 Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3590.

Местные отделения
Партнеры
ЧелГУ
ЮУрГУ
РАНХиГС
Адвокатеская палата Челябинской области
Нотариальная палата Челябинской области
РГР
ЧОУНБ